Бизнес-идеи: кикшеринг электросамокатов
Первые электросамокаты появились не так давно, в Москве они стали встречаться на улицах в 2016, но уже через пару лет перестали быть диковинкой. Сегодня такой вид персонального электротранспорта востребован среди разных категорий населения, им пользуются не только подростки, но и люди старшего возраста. Подобный транспорт удобен на городских улицах, обеспечивает быстрое и комфортное передвижение без учета пробок. К преимуществам относится и то, что электросамокаты обладают компактными габаритами и складными механизмами, с ними можно передвигаться в общественном транспорте. При необходимости поиска парковки трудностей также не возникает, самокаты не требуют много места, их можно оставлять на велопарковках.
Такие преимущества и возрастающая востребованность электротранспорта стали причиной появления нового бизнес-направления – шеринга электросамокатов. Сегодня многие компании открывают офисы не только в крупных городах, но и отдаленных регионах, предлагая услуги краткосрочного проката. Окупаемость высокая, первоначальные затраты относительно небольшие. Одним из вариантов старта является покупка франшизы, что значительно сокращается время и расходы на открытие собственного дела.
Преимущества и недостатки шеринга
К ключевым достоинствам такой услуги, как кикшеринг, относятся:
- Востребованность. В теплый сезон краткосрочный прокат популярен даже в небольших городах. Это связано с возможность быстро добраться до нужного пункта без необходимости ждать общественный транспорт или стоять в пробках. Установленные пункты проката самокатов летом даже на окраинах обычно пустуют, что позволяет владельцу бизнеса увеличить парк, быстро окупив затраты на закупку оборудования.
- Актуальность шеринга растет, несмотря на наличие крупных игроков в данной области. Даже начинающие компании могут быстро занять определенную нишу, начав получать ощутимую прибыль в первый год после открытия.
- Автоматизация делает шеринг удобным и простым для всех сторон. Владелец компании сокращает расходы и время на управление, так как многие процессы осуществляются посредством ПО. Для клиентов нет необходимости искать пункты проката – данные о свободных самокатах можно увидеть в приложении на смартфоне. Через приложение можно оформить бронь, оплатить поездку, получить информацию о накопленных бонусах.
- Практически во всех городах местные администрации поддерживают данный бизнес, так как он позволяет решить вопрос с транспортной доступностью для населения.
К минусам относятся:
- Риски для начинающего бизнесмена остаются повышенными. Это связано со многим факторами, среди которых повреждение и хищения автопарка. Также самое современные противоугонные варианты замков не гарантируют, что электросамокат не будет украден. Часто клиентами или просто вандалами транспорт серьезно повреждается, его бросают в неподходящих местах.
- Сезонность бизнеса заставляет тщательно относится к выбору города и района. Эксплуатация электросамокатов востребована теплое время года, наибольшую прибыль можно получить в крупных городах и на курортах. Но для северного региона окупаемость шеринга может затянуться на годы.
- Конкуренция высокая, что требует еще до старта тщательного расчета и выбора собственной уникальной фишки. Надо привлечь клиентов, предложить оптимальные расценки на услуги, проводить акции и маркетинговые кампании.
ЦА и аренда
Краткосрочная аренда ориентирована на аудиторию, которая передвигается на относительно небольшие расстояния, которые пешком могут занять много времени. При этом обычных общественный транспорт не предоставляет нужного комфорта, а на личном передвигаться неудобно или его нет. Чаще всего к такой ЦА относятся студенты и молодые люди, использующие электросамокаты для передвижения на работу или учебу. Дополнительным плюсом шеринга является то, что станции можно легко разместить около учебных заведений, торговых и офисных центров. Это увеличивает количество клиентов и повышает прибыль для владельца кикшеринга. По выходным дням услуга востребована среди отдыхающих, передвигающихся по паркам, набережным, прогуливающимся с друзьями.
Для бизнеса можно выбрать два формата шеринга – с использованием оборудованных парковочных станций и free-float. В первом случае надо оснастить собственные стоянки, где будут храниться самокаты и откуда клиенты могут их взять. Такой вариант более привлекательный, он обеспечивает надежное размещение транспортных средств, повышает лояльность со стороны ЦА. Стоянка выглядит аккуратно и солидно, облегчает для владельца техобслуживание и зарядку ТС. Второй вариант предполагает, что самокаты можно оставлять в любой точке в пределах разрешенной зоны, то есть станции не оснащаются. В Росси популярен первый вариант, на западе – второй. При выборе формата надо учитывать, что первоначальные затраты на оборудование парковки быстро окупаются. Это связано с обеспечением безопасности, повышением лояльности со стороны местных властей и клиентов. Второй не требует первоначальных затрат на станции, но и риски повреждения самокатов или необходимость сбора по разрешенной зоне сильно сокращает доход.
Регистрация, закупка оборудования и продвижение
Для начала деятельности необходимо пройти процедуру регистрации. Для этого следует открыть ООО, используя код ОКВЭД 71.40.4, 77.29, 77.21.
Закупка оборудования:
- Электросамокаты выбранного типа и бренда. Рекомендуется заказывать ТС ведущих производителей, гарантирующих качество и надежность эксплуатации. Техника прослужит дольше, техобслуживание обойдется дешевле. Комплектующие и запчасти в доступе, что исключает простой и потерю средств.
- Парковочная станция. Готовая модель стоит от 300-400 тысяч рублей, она рассчитана на десять слотов. Стоимость зависит от производителя и установленного оборудования, самые простые стоят от 50-60 тысяч с учетом установки трекеров на каждую единицу транспортного средства.
- Оснащение офиса и закупка ПО. Средние расценки на разработку приложения составляют 100 000 рублей, но можно купить уже готовое мобильное приложение (идет в комплекте при покупке франшизы). Оснащение офиса высоких затрат не требует, нужны только рабочие места для операторов.
- Оснащение гаража для хранения, техобслуживания электросамокатов. Стоимость зависит от расценок на аренду, установленного оборудования, запаса комплектующих и других параметров.
Для запуска бизнеса необходимо правильно организовать продвижение, без этого получить прибыль затруднительно. В офлайн режиме работают станции и самокаты. Наличие логотипов, надписей и плакатов с предложениями выполняет роль информирования. Также не лишним будет наладить связи с расположенными рядом отелями, санаториями и другими объектами инфраструктуры, которые могут рекомендовать клиентам сервис шеринга у конкретной компании. Можно заниматься продвижением, организовывая мероприятия, спортивные состязания, предоставляя транспорт в аренду для проведения праздников и корпоративов.
Онлайн продвижение будет результативным посредством социальных сетей, таргетированной рекламы. Надо открыть профили в популярных среди молодежи сетях, постоянно обновлять информацию, запускать акции и выгодные предложения.
Для запуска бизнеса потребуется около полутора миллионов рублей, из которых:
- 4000 рублей – регистрация;
- 1 млн – закупка оборудования;
- 300000 – ПО, IT-сопровождение;
- 70000 – техобслуживание, оснащение самокатов.
Доход одной стации – 30-150 тысяч в месяц в зависимости от региона, востребованности, раскрутки. В крупных городах начинать получать прибыль можно уже в течение года, для регионов – через 1-2 сезона.