Франшиза проката электросамокатов
Одним из популярных сервисов, набирающих популярность в 2022 году, является шеринг самокатов. Это краткосрочная аренда, которая напоминает востребованный каршеринг, но касается только персонального электротранспорта. Рынок еще не очень заполнен, у тез, кто хочет заработать, повышенные возможности в получении прибыли. Но надо учитывать первоначальные вложения и текущие расходы. То есть, недостаточно купить самокаты и расставить их по городу. Следует провести сложную предварительную работу. По этой причине многие предпочитают покупать франшизу. Это право на использование бренда и первоначальный пакет, позволяет организовать быстрый старт.
Что такое франшиза проката самокатов
Франшиза – возможность покупки готового бизнес-решения для быстрого старта бизнеса. Это открывает перед новичками возможности в быстром запуске собственного дела без высоких расходов и потери времени. Работает франшиза довольно простой, надо выбрать компанию, продающую такие готовые решения, определиться с условиями сотрудничества. Также важно рассчитать начальные финансовые вложения, так как без них не обойтись. Это не только покупка пакета, но и подбор, приобретение электротранспорта, запуск приложения и программного обеспечения.
Преимуществом покупки франшизы является наличие готовых модулей для бизнеса. Но они нуждаются в адаптации к условиям функционирования, специфики работы в определенном регионе. Стоимость уже включает в себя настройку CRM, приложения для клиентской работы, управляющие и маркетинговые инструменты. Первоначальные платежи составляют 4500-7000 у.е., абонплата доступная и зависит от количества ТС. Но надо еще предусмотреть закупку скутеров, вложения по техобслуживанию, приобретению готовой базы или аренды определенных площадок, где будут стоять электросамокаты. Но в любом случае покупка франшизы выгоднее самостоятельного открытия дела «с нуля». К примеру, только разработка приложения стоит от 25 000 у.е., что намного больше и не всем подходит.
Стандартные расходы
Сумма финансовых вложений складывается из таких работ:
- Разработка уникального дизайна для приложения, которое будет соответствовать франшизе, но выделять компанию, которая ее использует. Для этого будет создан логотип, цветовая схема, соответствующие предпочтением заказчика. Стоимость такой услуги – около 1600 у.е., по времени затраты составляют примерно 40часов.
- Тестирование программного обеспечения. Поводится специалистами, включает в себя действия по синхронизации устройств, подключения самокатов всего парка компании, проверку корректности работы ПО. Стоимость – 800 у.е., занимает 20 часов.
- Настройка ПО, проверка достаточности функционала. В работу включены разработка и внедрение акций, системы промокодов, скидок, способов оплаты, стоимость 800 долл., на подготовку уходит не больше 1-2 дней.
- Настройка CRM для управления. Это программное обеспечение для менеджмента, включающее в себя контроль расходов и распределение денежных средств, оплата по текущим затратам, выплаты заработной платы, по налогам и социальным отчислениям. Такой этап относится к самым дорогим, его стоимость – 1280 долл, он может занять около недели.
- Подключение электротранспорта к CRM, контроль отслеживания положения, движения, учета технических характеристик. Расценки на данный тип работ – 960 долл.
- Дополнительно проводятся публикация руководства по CRM для управляющего персонала, приложения на маркеплейсах для старта проката. Стоимость – 960 долл.
Всего на подготовку и запуск уходит 6400 у.е. без учета стоимости транспортных средств и иных вспомогательных затрат. Это надо принимать во внимание, чтобы не столкнуться с проблемой нехватки финансирования старта.
При расчетах обязательно учитываются:
- какие будут использовать способы оплаты, в том числе, интегрированные в ПО;
- количество транспортных средств для парка, выбранная модель, технические особенности;
- специфика ведения дела, выбранный регион и город, востребованность услуги;
- необходимость дополнительного функционала для софта, используемого при обеспечении работы сервиса.
Абонплата
Еще одним важным параметром является абонплата в месяц. При использовании CRM и клиентского приложения размер платы составляет 5-8 у.е. на самокат. Чем больше автопарк, тем больше плата, то есть необходимо сразу рассчитать стоимость и запланированные расходы.
Пример оплаты:
- для шеринговой компании, имеющей 30 самокатов – рейт составляет 8 у.е, абонентская оплата за месяц – 240;
- при наличии парка в 50 скутеров плата повышает по 5 у.е., то есть в месяц придется платить уже 300 у.е.;
- если в парке находятся 120 электросамокатов абонплата возрастает до 600 у.е. при условии рейта в 5 у.е.
Нужно заменить, что размеры абонплаты находятся в зависимости от количества закупленных и используемых в прокате скутеров. Чем их больше, чем меньшей будет сумма затрат по оплате франшизы. Но дополнительные самокаты требуют техобслуживания. Это зарядка аккумуляторов, хранение, периодическая замена комплектующих. Нельзя исключить риски вандализма и кражи, что также влияет на общие расходы.
Дополнительные расходы
При расчетах первичных расходов надо учитывать средства, связанные с закупкой парка. При этом выбирать электросамокаты нужно, фделив внимание таким критериям:
- Батарея обеспечивает питание всех электронных компонентов. От емкости зависит запас хода, количество перезарядок, рабочий ресурс. Обслуживание аккумулятора несложное, но надо предусмотреть замену батарей в течение дня или сбор самокатов с привозом на базу. Для шеринга выбирают вариант со съемными аккумулятора, то есть сотрудники компании при окончании уровня заряда объезжают стоянки и меняют аккумуляторы на заряженные.
- Диаметр колеса влияет на эксплуатационные свойства самоката. Для города выбирают устройства с малыми значениями, этого достаточно для комфортного передвижения. Диаметр больше 12 дюймов для стандартной эксплуатации не нужен, чаще закупают эектросамокаты с колесами на 8 и 10 дюймов. При подборе внимание нужно уделить типу шин. Для города подходят литые, устойчивые к порезам и проколам.
- Мотор должен иметь мощность, достаточную для комфортного, безопасного передвижения по городу. Обычно это значение в 350-600 Вт, что позволяет использовать режим до 20-25 км в час. Если закупленные электротранспортные средства могут развивать большую скорость, можно поставить дополнительные ограничительные блоки.
- Наличие такого узла, как GPS Tracker, нужно для обеспечения безопасности и контроля. Установка трекера позволяет отслеживать расположение отдельных самокатов, запланировать, где они востребованы и переместить в данную зону те устройства, которые стоят без дела в других районах. Делает это оперативно, при помощи мобильного приложения, которым пользуются операторы компании. Также трекер применяется в качестве одного из средств защиты от кражи.
- Защита от вандалов нужна для исключения рисков кражи, повреждения конструкции. Обычно шеринговые ТС оснащаются антивандальными болтами, которые нельзя быстро снять – нужен специальный инструмент. У вора на это времени нет, он сразу оставит попытки скрутить колеса, руль, аккумуляторы или двигательный блок. К таким же системам защиты относятся замки, блокировочные узлы для тормоза или мотора, цепи.
К закупке предлагаются разные модели транспортных средств, среди которых:
- Ninebot KickScooter MAX с большим запасом хода до 60 км, скоростным режимом до 25 км в час, имеет встроенный блок АКБ, подножку для парковки ТС в вертикальном положении корпуса, модель надежная, прочная, выдерживает интенсивную эксплуатацию;
- Xiaomi Mi Electric Scooter Pro 2 с мотором на 300 Вт отличается стильным дизайном, скоростным режимом до 25 км в час, запасом хода до 45 километров, устройство удобное, простое в техобслуживании;
- M365 Pro – самокат, подходящий для шеринга, конструкция устойчивая к нагрузкам, прочная, пользователям предлагаются три скоростных режима.
При правильных расчетах покупка франшизы является выгодной и подходящей не только для новичков в бизнесе. Она позволяет быстро решить множество вопросов и запустить дело уже через несколько месяцев после покупки. Прибыль начнет поступать в первый год, но это зависит от того, насколько грамотно подойти к бизнесу.