Кикшеринг: бизнес по краткосрочному прокату электросамокатов
Кикшеринг – услуга краткосрочной аренды электросамокатов, приобретающая все большую популярность последние годы. Аренда рассчитывается поминутно, стоимость невысокая, целевая аудитория постепенно расширяется. К преимуществам также относятся быстрая окупаемость инвестиций и возможность начать зарабатывать уже через один-два сезона после старта.
Причины популярности сервиса
К причинам востребованности сервиса относятся:
- комфорт передвижения, отсутствие необходимости стоять в пробках;
- удобство приложения – найти свободный электросамокат, забронировать и оплатить поездку можно при помощи смартфона за пару минут;
- для поездки не нужны права, ездить можно по паркам и скверам;
- длительность поездки – от минуты, что отлично подходит для малых расстояний.
Для тех, кто решил открыть собственный бизнес в данной области, предлагаются такие преимущества:
- на старт уходит от нескольких недель до одного-двух месяцев;
- начинать можно в невысокими инвестициями;
- логистика несложная;
- окупаемость наблюдается через пару сезонов, при правильном подходе – в первый год.
К достоинствам относятся выгодные расценки на аренду, что привлекает клиентов. В среднем минута проката начинается от 2 рублей, за полчаса – от 150 рублей. Ограничения небольшие, клиенту должно исполниться 14-18 лет (зависит от требований конкретной прокатной компании).
Первоначальные вложения могут достигать 1,5 миллионов рублей при покупке франшизы, но в эту стоимость уже включены:
- готовое бизнес-решение;
- консультации юристов и маркетологов;
- разработанные рекламные кампании и персональные тарифные сетки;
- помощь в подборе техники.
Риски бизнеса и аргументы в пользу шеринга
Как и любой бизнес, кикшеринг имеет ряд рисков и проблемных сторон, к которым относятся:
- конкуренция высокая, сетевые компании быстро захватывают крупные города и наиболее выгодные локации;
- риски серьезных поломок и вандализма, хищения самокатов;
- целевая аудитория быстро расширяется, но на данный момент охватывает меньше 10% населения;
- электросамокаты нуждаются в постоянной зарядке АКБ и проведении техобслуживания;
- бизнес сезонный, результативно работает только в теплый сезон;
- отсутствие правового точного регулирования сферы кикшеринга;
- отсутствие базы ПДД, контролирующей электросамокаты, как полноценные транспортные средства;
- нехватка квалифицированного персонала;
- негативное отношение со стороны пешеходов.
В пользу бизнеса говорят следующие аргументы:
- Электросамокаты востребованы среди молодежи, которые относятся к основной ЦА. Все больше студентов и молодых людей оценивают комфорт краткосрочной аренды для комфортного передвижения по городу.
- Commute time сокращается, то есть время для поездки из одной точки до другой является оптимальным. Не надо стоять в пробках или искать остановку общественного транспорта – свободные самокаты отображаются в мобильном приложении, бронирование и оплата требуют всего пару минут.
- На дорогах сокращается количество транспорта, что благоприятно сказывается на экологии. Преимуществами выступает и то, что электропривод не является источником выхлопов, он отвечает современным экологическим тенденциям и становится более востребованным.
- Инфраструктура города улучшается, поэтому местные власти охотно идут на сотрудничество с шеринговыми компаниями. Это сокращает расходы на аренду точек под станции, открывает новые возможности для развития бизнеса.
- Сейчас доля развлечений и мероприятий для города, в которых принимают участие шеринговые компании, не превышает 20%. Это касается организации туристических поездок, праздников. Но постепенно ситуация меняется, проводятся увлекательные экскурсии и другие мероприятия, для которых город или организаторы арендуют шеринговые самокаты.
Данное направление бизнеса имеет хорошие перспективы, особенно для новичков. Но для получения бизнеса и ускорения окупаемости надо постоянно работать над развитием, расширять зону действия, быть клиентоориентированным.