Особенности кикшеринга в Москве
Планируя открытие собственного кикшерингового бизнеса, новички задаются вопросом окупаемости начальных затрат, конкуренцией и вероятностью быстрого старта. На примере шеринга в Москве можно увидеть, как развивается сервис, имеются ли у него перспективы в дальнейшем.
Стоимость услуг
Сегодня на территории Москвы работают четыре крупных компании, предлагающих аренду на условиях кикшеринга. Это Карусель, Urent, lite и Whoosh. Тарифные планы схожи, предусматривают двойную составляющую цены – плату за разблокировку устройства и поминутную оплату поездки. Старт одинаковый и равен пятидесяти рублям. А вот тарификация поездки различается:
- компания Вуш предлагает три плана – по 5, 7 и 9 рублей в зависимости от выбранного пакета;
- у сервиса Urent расценки ниже – три и семь рублей в зависимости от дня недели и района проката, то есть имеются зоны с большим и меньшим спросом в услугах аренды;
- шеринг Лайт в зависимости от популярности района и спроса на конкретный момент времени предоставляет услуги по цене пять-семь рублей;
- у Карусели действуют средние расценки – 6-7 р/мин.
Летом популярность аренды электросамокатов растет, стоимость минуты поездки в некоторых районах превышает цену каршеринга. Поэтому теплый сезон по праву считается самым прибыльным. Но зимой услуга спросом не пользуется, поэтому повышение расценок нельзя назвать большим преимуществом. Тем более, что каршеринг пользуется стабильной популярностью вне зависимости от погоды, а у самокатов имеются определенные ограничения.
Зонирование
Прибыльность кикшеринга рассчитывается не только по спросу в зависимости от сезона, но и по зонам. У Вуш лучшее покрытие, районы действия этого сервиса встречаются внутри ТТК и Садового кольца, сильное развитие получило юго-западное направление. Компания Urent распространяется на юго-восток, а вот запад и юго-запад не охвачены. Количество точек и парк меньше, чем у Whoosh. Связано это с тем, что выбранный ареал пользуется не таким активным спросом среди клиентов. Лайт и Карусель имеют примерно одинаковое количество электросамокатов в парке, но оно значительно меньше, чем у первых двух компаний. В основном, сервисы представлены в пределах районов ТТК и дальше Садового кольца.
В Москве выбор зоны работы не является самостоятельным. Компания должна получить разрешение для функционирования в пределах определенных районов. При отказе причины не называются, поэтому назвать критерии выбора нельзя. Такое отсутствие самостоятельности негативно сказывается на конкуренции. Новички заранее оказываются в менее выгодном положении, чем гиганты отрасли.
Парк самокатов
На прибыльность и перспективы развития влияет транспортный парк. У крупнейшего представителя области компании Whoosh около трех тысяч единиц. Сервис Urent работает в 15 городах России, имея в активах 16 тысяч электротранспортных средств. Но точное количество по столице не указывается, определить его по базе нельзя.
Карусель предоставляет в аренду одну тысячу электросамокатов. Но это модели, специально разработанные для шеринга. Они отличаются надежностью, простотой техобслуживания и долговечностью. С учетом района работы подобный объем оправдан и приносит прибыль. У Лайт всего 800 единиц, это транспортные средства FitRider.
При закупках техники выбираются модели со средней стоимостью 35-55 тысяч. Но это не окончательные затраты, дополнительно надо закупить сменные аккумуляторные батареи, трекеры, замки, покрышки и другие комплектующие. То есть стоимость одного самоката обходится в 75 тысяч. Срок службы – два-три сезона, но это зависит от интенсивности эксплуатации, района и других факторов.
По оценкам экспертом бизнес окупается за 9 месяцев при условии времени поездки от 24 минут и 6 случаев проката в день для одной единицы. Выгоды бизнеса также учитывают условия работы в определенном городе. Например, в Санкт-Петербурге разрешение на функционирование в определенных зонах не требуется. Это повышает конкурентоспособность и открывает больше возможностей для новичков.