Перспективы кикшеринга
Кикшеринг сегодня становится одним из востребованных направлений бизнеса. Для старта не нужны очень высокие инвестиции или опыт, начать предоставлять услуги краткосрочной аренды может практически любой. Основными двигающими элементами данного рынка являются:
- доступность первоначальных вложений (в среднем – до полутора миллионов рублей);
- порог входа низкий;
- серьезной конкуренции мало, для небольших город доступен бизнес с полным занятием ниши;
- ограничивающего регулирования нет;
- целевая аудитория расширенная, стоимость сервиса низкая;
- окупаемость быстрая.
Показатели в цифрах
Коротко финансовые показатели кикшеринга выглядят следующим образом:
- каждый электросамокат за сезон приносит до 100 000 рублей;
- в день на транспортном средстве совершается от трех-пяти поездок в зависимости от района;
- стоимость одной поездки – 160-200 рублей;
- минута проката – 7-8 рублей;
- за сезон один зарегистрированный пользователь пользуется сервисом около пяти-шести раз, принося компании доход в 800-900 рублей.
Для получения данных о планируемой прибыли надо учесть приведенные цифры, данные для одной единицы транспорта умножить на количество электросамокатов в парке. Но из полученной суммы будут вычтены расходы на аренду стоянки, зарядку аккумуляторов, техобслуживание, заработные платы сотрудников и другие расходы
Также надо учитывать, что средний чек в больших городах начинается от 200 рублей, а вот в маленьких он едва достигает 160. Также большая часть поездок приходится на транспортный сектор – 80%, на развлекательный уходит всего 20%.
Риски и проблемы
Кикшеринг в России сегодня отличается не только активным развитием, но и подвержен некоторым трудностям. Из-за этого многие начинающие предприниматели не в состоянии полностью реализовать бизнес-идеи. К таким трудностям относятся:
- отсутствие правового точного регулирования сферы кикшеринга;
- отсутствие базы ПДД, контролирующей электросамокаты, как полноценные транспортные средства;
- трудности конкуренции с крупными игроками, практически захватившими большие города;
- риски угона и вандализма;
- сезонность бизнеса, финансовые простои в зимнее время;
- нехватка квалифицированного персонала;
- негативное отношение со стороны пешеходов.
Корректное регулирование на уровне законодательства отсутствует, что остановится причиной установки местными властями жестких правил и ограничений. Они серьезно мешают развитию бизнеса, не дают в полной мере реализовать потенциал шеринга. Это касается скоростного режима, возможных локаций, размещения станций и других нюансов.
Электросамокат приравнивается к пешеходу, как и обычные мускульные самокаты или роликовые коньки. Но фактически это не так, что вызывает трудности при решении ряда вопросов, связанных с ПДД. Передвигаться на таких самокатах можно только в ограниченных зонах, несмотря на то что по характеристикам они не уступают некоторым бензиновым скутерам. Конечно, отсутствие необходимости получать права повышает востребованность электросамоката. Но это негативно сказывается на восприятии подобного транспорта пешеходами. В СМИ усиленно распространяется информация, что самокаты опасны, становятся причиной постоянных травм и столкновений с людьми, идущими пешком. Но это всего лишь следствие отсутствия регулирования. Проблемы вызывает также отсутствие выделенных полос или дорожек для движения, предвзятое отношение ко всем прокатным компаниям и клиентам.
В городах количество крупных прокатных организаций больше, что влечет для новичков дополнительные расходы на рекламу, привлечение сотрудника для раскрутки или покупка готовых решений. Необходимо постоянно работать над улучшением сервиса, повышением качества обслуживания. Есть риски, что такие игроки поглотят маленькие агентства, которые не в состоянии вкладывать больше средств в бизнес. Такой минус существенный, так как он сокращает выбор для клиента, делает стоимость аренды завышенной и не всегда выгодной.
Транспортные средства не застрахованы от поломок и неисправностей, повреждений, причиненных вандалами. Использование противоугонных средств помогает не всегда, кроме того, причинами финансовых потерь является обычный вандализм. От него не спасают замки или сигнализация, а последующий ремонт или замена парка самокатов обходятся слишком дорого.
К рискам относятся и сезонные потери. Использовать электросамокаты можно в теплую погоду, зимой простаивают. Некоторые компании занимаются организацией мероприятий с целью рекламы, но доступно это не всегда.
Стоит отметить и отсутствие квалифицированного персонала для техобслуживания и ремонта, операторов и других сотрудников. Это влечет за собой необходимость обучения, финансовых трат и потери времени.
Перспективы развития
Развитие кикшеринга обусловлено спросом на комфортное и недорогое передвижение по городу. Самокаты доступны для всех районов, многие предпочитают этот вид транспорта общественному. Статистика поездок показывает, что средняя длительность маршрута – 8 километров, то есть краткосрочная аренда востребована. Наблюдается повышение спроса в туристической области, однако не достигает нужных показателей.
На дальнейшие перспективы развития влияют:
- климатический регион;
- длительность теплого сезона;
- развитие окружающей городской инфраструктуры;
- доход, численность населения;
- конкурентная среда.
При этом клиенты часто отдают предпочтение раскрученным компаниям, завоевавшим нишу и предоставляющим лучший сервис. Новичкам приходится постараться и вложить больше финансовых средств, чтобы расширить ЦА, начать получать ощутимую прибыль. Хорошим выходом из ситуации является франшиза, то есть старт под именем уже известного бренда. Это позволяет сократить начальные расходы и быстрее начать получать доход.