Популярность кикшеринга
В 2021 область кикшеринга увеличилось вдвое, по оценкам некоторых аналитиков прокатные компании повысило количество электросамокатов на 80 тысяч единиц, открыли представительства в тридцати городах. В чем причины такого развития и действительно ли бизнес настолько прибыльный?
Причины роста
Основными причинами роста популярности являются:
- отсутствие высоких инвестиций в дело, быстрое открытие бизнеса;
- порог входа сниженный, начать работать в данной области могут практически все желающие;
- для управления самокатом не нужны права, что расширяет целевую аудиторию;
- жесткое регулирующее законодательство в данной области отсутствует;
- в обществе наблюдает рост интереса к персональному электротранспорту;
- услуга востребована среди разных категорий населения;
- рост рынка ежегодно наблюдается на уровне от 15-20%;
- целевая аудитория расширенная – от подростков и до людей среднего возраста;
- есть поддержка городских администраций, заинтересованных в разгрузке улиц от пробок и чрезмерного количества автомобилей.
Станции по аренде располагаются в общественно активных локациях. Это скверы, парки, набережные, места интенсивного пешеходного трафика. То есть места, где можно передвигаться на электросамокате без ограничений, быстро доезжая до нужного места. Общественный транспорт таких преимуществ не имеет, остановки часто располагаются неудобно, автобусы или троллейбусы могут долго стоять в пробках.
Причиной популярности также выступают относительно невысокие затраты для старта. Кроме закупки техники надо найти помещение для хранения самокатов и нанять персонал. Количество сотрудников небольшое, нужны один-два оператора, мастера по ремонту и техобслуживанию, ответственный сотрудник за мониторинг передвижения электросамокатов, проведение зарядки аккумуляторов, перемещение на новые прокатные локации.
Проблемы и риски кикшеринга
К основных трудностям, с которыми сталкиваются шеринговые компании, относятся:
- Корректное регулирование на уровне законодательства отсутствует. Это остановится причиной установки местными властями жестких правил и ограничений, мешающих развитию бизнеса. Это касается скоростного режима, возможных локаций, размещения станций и других нюансов.
- Официально электросамокат приравнивается к пешеходу, как и обычные мускульные самокаты или роликовые коньки. Но фактически это не так, что вызывает многочисленные трудности при оформлении бизнеса и решении ряда вопросов, связанных с ПДД.
- В городах количество прокатных организаций больше, что влечет дополнительные расходы на рекламу, привлечение сотрудника для раскрутки или покупка готовых решений. Необходимо постоянно работать над улучшением сервиса, повышением качества обслуживания. Есть риски, что крупные игроки поглотят маленькие прокатные агентства, которые не в состоянии сделать настолько большие инвестиции.
- Транспортные средства не застрахованы от поломок и неисправностей, повреждений, причиненных вандалами. Стоимость техобслуживания транспорта зависит от доступности и расценок на комплектующие. При повышении цен расходы на ремонт и регулярное ТО также увеличиваются.
- Повышение арендной платы за помещения и локации для станций. Такой риск остается, стоимость точек для парковки могут поднять, как и за аренду помещения, где находятся гараж для самокатов и ТО, офис и другие служебные помещения.
- Сезонные потери. Использование электросамокатов востребовано в теплое время, зимой прокатные конторы не работают, так как использование транспорта при заморозках невозможно. Это не касается южных регионов, где зимы теплые и бесснежные, но надо учитывать длительность курортного сезона, периоды, в которые персональный электротранспорт востребован клиентами. В остальное время самокаты можно использовать для проведения разнообразных мероприятий, в том числе, маркетинговых. Они повышают узнаваемость бренда, работают на расширение целевой аудитории.
- Нехватка персонала. На рынке труда мало специалистов, способных осуществлять квалифицированное техобслуживание персонального электротранспорта. Это увеличивает расходы компании, которая тратит много времени на поиск нужных мастеров или обучение людей без опыта.
- Трудности в восприятии электросамокатов, как полноценного средства передвижения. С 2021 неоднократно поднимается тема об опасности самокатов с электроприводами для города и пешеходов. Но такая ситуация сложилась из-за отсутствия законодательства и регулирования данного вида транспортных средств. Необходима разработка правил езды, выделение отдельных локаций или дорожек, подобных велосипедным, установка определенного скоростного режима, который будет безопасным для участников движения и пешеходов.
Ситуация на рынке
Современная ситуация на российском рынке шеринга в регионах на данный момент напоминает условия работы в столице в 2018. Компаний много, но назвать их крупными нельзя. Прокатный парк каждой из них относительно небольшой, специальных предложений или акций практически нет. С приходом крупных игроков ситуация может резко измениться, большинство мелких прокатчиков, не стремящихся к развитию, из данного сектора уйдут. Они не смогут конкурировать с большими фирмами, имеющими современный, регулярно обновляемый автопарк, многочисленными акционными предложениями и бонусами. Постепенно будут заняты крупные города и центральные районы, оттесняя мелкие компании на окраины, не представляющие особый интерес для больших прокатных компаний.
Однако на данный момент бизнес находится в стадии становления. Даже небольшие прокатчики имеют хорошие шансы занять нишу в своих городах и регионах. Надо только стремиться к достижению поставленных целей и быть клиентоориентированным. Также следует понимать, что бизнес не относится к развлекательному, его направленность – предоставление транспортных услуг. Это означает, что работать над развитием следует в этом направлении, повышая комфорт для клиента, привлекая стоимостью и выгодными условиями аренды.